Интернет журнал полезных советов
понедельник, 05 декабря 2016

Испытано на себе: совет, как написать роман.

Подписаться
Вступай в сообщество полезных советов «SOWETU»
ВКонтакте:

Как написать роман? Почему-то когда кто-то хочет хоть что-то написать, он хватается именно за этот многострадальный жанр. Что ж, есть несколько способов понять, дано вам это или нет, и несколько советов для того, чтобы из простого желания при определённом старании могло бы хоть что-то получиться.

Для начала: роман – не совсем то, что себе представляют многие. В современном литературоведении этот жанр до сих пор предстаёт понятием расплывчатым и очень широким. О типах романа я вообще не говорю. Исторический, авантюрный, любовный, философский… Сходятся литературоведы только в одном: роман должен содержать повествование о жизни трёх и более людей, и эти повествования должны переплетаться между собой, создавая некое общее полотно.

Роман в идеале – многопланов, он показывает жизнь как в стереоизображении. Поэтому с бухты-барахты написать роман в идеальном понятии – очень сложно. Роман – это и Преступление и Наказание, и Война и Мир, и Сто лет Одиночества, и Сага о Форсайтах. Если же описывается жизнь одного персонажа или максимум двух – это повесть. И это стоит учесть при разработке концепции.

Собственно, с разработки концепции всё и начинается. Ни один писатель не вставал с утра пораньше и не стукал себя кулаком в лоб – «а напишу-ка я роман!» Для каждого произведения существуют свои предпосылки, свои причины и истоки. Иногда идея многотомного романа может родиться на основе простого случая по дороге с работы домой, иногда – вырасти из небольшого рассказа. Часто в маленьких рассказах бывают такие сильные герои, что они просто-таки тянут написать о себе нечто большее.

Но что делать, если в голове вообще ничего нет?

А вот в голове у творческого человека пусто никогда не бывает. Ведь у вас, наверняка, есть друг или знакомый, или просто сосед, с какой-нибудь интересной изюминкой в характере или образе жизни? Его вполне можно сделать героем, стартовав именно с него.

Придумайте вашему герою имя. Можно воспользоваться опытом гениальнейших, и сделать имя говорящим, отражающим суть персонажа. Впрочем, это зависит от жанра, который вы выбрали. А на каком жанре остановиться – тоже зависит от идеи, которую вы хотите воплотить.

Настоящее творчество отличается от графомании тем, что человек обязательно вкладывает в своё произведение какой-то смысл и потайное дно. Может, вы хотите разоблачить нравы нынешнего общества на примере отдельно взятых личностей? Показать трагичность любви? Парадоксальность жизненных перипетий? Рассказать историю человека, сумевшего чего-то добиться?

Когда вы с этим определитесь, то поймёте и то, в каком жанре надо творить. К основному герою обязательно полагаются герои второго и третьего плана. Это могут быть его родственники, коллеги по работе, опять же, соседи, враги из конкурирующей организации (если он, скажем, бизнесмен). Каждый герой в романе должен иметь своё место и служить для раскрытия образа главного героя и самого сюжета. То есть, без толку помещать в ткань романа секретаршу, если она не станет в девятой главе любовницей героя или в предпоследней не попытается его убить.

Бесцельные герои – это балласт, от которого надо избавляться ещё на этапе создания сюжета.

Когда сюжет в основном продуман, переходите к деталям. Где будет происходить действие? Чем это обусловлено? Время года и его роль в раскрытии темы? Типажи героев и стиль их поведения, внешний вид, разговор, отношения с другими героями? Самое сложное в написании романа – удержать всё в голове. Кто, как, когда… Не стесняйтесь создавать списки сцен и героев. Поначалу это поможет сориентироваться. Этим пользуются даже мастера.

Хорошо бы, что б роман был как-то красиво начат. Есть несколько вариантов, наиболее распространённые из которых, это вводная экспозиция и моментальное начало с экспозицией, растянутой на несколько глав. То есть, вы или в первой же главе более-менее даёте понять читателю, что там у вас происходит, или же, что куда как современней и более ценится критиками, делаете намёки, а основную интригу разворачиваете в течение нескольких глав. Затягивать экспозицию тоже не стоит, ваши рассуждения могут наскучить читателю.

Каждый персонаж должен быть подробно прорисован. В описании его характера и внешности не должно быть ничего лишнего. Избегайте стереотипов – роковая брюнетка и глупая блондинка. Пусть всё будет наоборот. Так интересней и вам, и читателю.

Главное правило романиста – каждая деталь должна работать на сюжет! Пусть это даже случайный телефонный звонок героине или тип рингтона на мобильнике главного злодея! Такие литературные звучки не воспринимаются читателем прямо, они западают в подсознание, чтобы потом всплыть и осенить его!

Роман складывается из мотивов, то есть – кусков повествования, описаний, диалогов, монологов, отступлений. Хорошо бы, чтобы все несвязанные мотивы не слишком далеко уходили от главного действия. То есть, решив описать детство героя, не увлекайтесь живописанием того, как он гонял на велосипеде, если это не важно для основного сюжета.

Роману нужно уделять хотя бы 2-3 часа в день. А работа в голове должна происходить постоянно. Потому что настоящий творец может и умеет переделать всё по ходу, перекроить сюжет, добавить новых героев и изменить типажи старых. Иногда к концу работы над романом концепция так меняется, что нужно менять и название, и эпиграф, и вообще делать правку, вычищая лишние места.

Вот такая это работа. Но если хотите славы или просто получить удовольствие, — вперёд, ведь сколько людей, столько и неиспользованных сюжетов для новых романов!

Вступай в сообщество полезных советов «SOWETU»
ВКонтакте:

← Вернуться

×
ВКонтакте:
Я уже подписан на «SOWETU»
×
Вступай в сообщество полезных советов «SOWETU»
ВКонтакте:
Я уже подписан на «SOWETU»