Как издать роман? Этот вопрос гложет любого писателя, в обыкновении зовущегося «начинающим». Начинающий – оттого, что необходимо с чего-то начать. Но с чего? И как донести свои облачённые в литературные образы мысли и чувства до других людей?
Вот несколько советов от человека, последние полтора года посвятившего себя пробиванием путёвки в жизнь своим многочисленным произведениям. Возможно, что-то из моего опыта окажется полезным и принесёт больше плодов, нежели мне самой.
Для начала: издать роман можно либо в литературном журнале, либо в издательстве. Первый вариант, конечно, менее пафосный, но именно с него начинали многие писатели, которых мы сейчас считаем классиками. Журнал менее придирчив к тексту, ибо его не очень беспокоит окупаемость вашей работы. Кроме неё в номере будут опубликованы и другие работы, и всё вместе однозначно найдёт своего читателя.
Литературный журнал хорош тем, что на его страницах ваше произведение увидит не только потенциальный читатель, но и издатель. Самый настоящий издатель, который перекупит права у журнала и издаст ваш роман или повесть отдельной книжкой. Шансы невелики, но они есть!
Впрочем, и журналы попадаются всякие. Например, пробиться в питерскую Неву практически невозможно. Они даже не отвечают на письма. А вот журналы поскромней встречаются в провинции, но и тут надо фильтровать. Есть риск отправить страстный роман в христианский журнал – ничего путного из этого не выйдет.
Если же ваша мечта составить компанию Оксане Робски, то здесь тоже есть два пути. Существуют платные и бесплатные издательства. В платных ваше великое творение возьмутся печатать, даже если оно ничуть и не великое. Главное, это заплатить деньги. Стоимость издания книги в таком платном издательстве как, например, Озарение или Азбука, зависит от:
–количества страниц
–тиража (от 1000 до 5000 экземпляров)
–оригинал-макета
–вкладываемой раскрутки
В результате цена может колебаться от скромных по нынешним меркам 127 тысяч рублей до 500 и 600. И всё это – приблизительно. Есть деньги – есть издание. Остаётся только найти контактный адрес по Интернету и обо всём договориться.
Нет денег? Вот с этим сложнее.
Бесплатные издательства внимательно смотрят на ваше произведение. Для них оно должно быть в первую очередь окупаемым. Вы можете сотворить отличный роман о любви и ненависти, но он покажется издательству хоть и имеющим художественную ценность, но не очень актуальным. Очень редко, отчего-то и к моему собственному недоумению, берутся издательства за работу над произведениями, действие которых происходит не на территории России.
Наличие эротики в романах приветствуется, но отказ от печати, чаще всего зависит не от этого фактора. Во главе каждого издательства стоит редактор со своим собственным вкусом и чувством прекрасного. Шансов, что его взгляды на литературу пересекутся с вашими – очень мало. Но они есть, и за них надо бороться.
Первый шаг: ищем издательства в Интернете и читаем их требования к рукописям в разделах «Для авторов» . Чаще всего они сводятся к необходимому оформлению и созданию дополнительных файлов, так называемого синопсиса, где вы кратко представляете жанр, сюжет и героев романа. Потрудитесь над этим файлом! Это действительно важная деталь! Иногда издательства требуют выслать полный текст, иногда только первые три главы, чтобы оценить стиль и мастерство.
Контактные данные и информация об авторе необходима. Печальный опыт: если вам отвечают на мэйл, роман издательству не подошёл. Бесполезно вопрошать: а почему? Все издательства прикрываются от таких вопросов строгой формулировкой – «рукописи не рецензируются» . Если же вам повезло, то вам позвонят на указанный телефон.
Но и тут не спешите радоваться. Решение о принятии романа может быть принято, и ваше произведение отложено в специальный архив, но вот когда оно будет включено в редакторский план – неизвестно. Вас об этом могут и не проинформировать.
Конечно, надо смотреть, какое издательство на чём специализируется. Несколько гигантов общего профиля – Астрель, Центрполиграф, Рипол, Амфора. Не стоит пробовать и посылать любовные романы в издательства, специализирующиеся на фантастике, или фантастическую сагу – в издательство любовного романа. Оставим в покое и издательство Дрофа, выпускающее учебники, и София, занимающееся преимущественно переводной философской литературой.
Как и говорилось выше, содержание романа не всегда залог его успеха. Даже если вы творите в стиле Сорокина или Донцовой, это не повод для того, чтобы радоваться. Принятие решение о публикации очень индивидуально. Мало того – редактору может понравиться идея, но не понравиться кто-то из героев. Или он не поймёт концовку. Или – что относится в первую очередь к писателям-дамам – произведение обзовут женской прозой.
Женская проза – не обзывательство и не приговор. Вернее, это приговор, скорее, издателю – за его неумность и недалёкость. Очень часто женской прозой нарекают романы с явно выраженными эмоциональными линиями и напором на чувства. В современном мире чувства играют второстепенную роль. Вот Куприн, после того, как один критик счёл его рассказ «Гранатовый браслет» чересчур «надуманной» и «слезливой» историей, вызвал невежу на дуэль. Ну не вызывать же на дуэль всех, кто скажет глупость о вашем произведении? Ведь всякий человек имеет право на своё мнение, даже ошибочное.
Я издала книгу эссе и рассказ. Пока что попытки издать что-то ещё из прозы продолжаются. Главное этом деле – не надеяться на мгновенное везение, а идти к цели упорно, параллельно продолжая творить. Ведь так живут все истинные творческие личности!
Реклама: Заказывайте проведение фейерверк шоу в НУК “Омега”