Профессия «оптимизатор сайтов» появилась относительно недавно, примерно в 2003-2004 году. Началом отделения работ по раскрутке сайтов от задач веб-мастера (как правило, занимавшегося в те годы созданием интернет сайта и его поддержкой) стал момент, когда поисковая система Google ввела ссылочный фактор ранжирования, достаточно сильно повлиявший на выдачу. Вслед за корпорацией Google подобные алгоритмы ввели и остальные поисковые системы, в том числе и крайне актуальные для российского рынка Yandex и Rambler. Для раскрутки интернет сайтов потребовались новые решения, которые требовали уже не просто знания html-вёрстки и умения находить интересные материалы для сайта, а понимания алгоритмов поисковых машин, умения экспериментировать, некоторых специальных лингвистических знаний, понимания математической статистики, теории игр и умения общаться с людьми.
Конечно же, большинство современных оптимизаторов не проходили специальные курсы и не заканчивали соответствующие университеты. Для базовой раскрутки сайта достаточно прочитать множество статей и некоторое время пообщаться на тематических форумах. Однако, как и в любой профессии, здесь есть свои профессиональные секреты. Именно методики работы являются наиболее ценным активом любой компании по раскрутке интернет сайтов. Дело в том, что правильно выбранный путь оптимизации позволяет существенно сократить сроки работ и уменьшить затраты, а значит на порядок увеличить прибыль. Именно поэтому тот, кто наиболее подготовлен, больше знает и имеет больше партнёрских договорённостей с другими оптимизаторами, получает больше прибыли.
Второй важный аспект работы оптимизатора — это фактическая венчурность любого проекта. Если вы заказываете создание сайта, то можете быть уверены, что получите результат. Возможно, дизайн будет отличаться от того, что вы представляли, но сайт у вас точно будет, и он точно будет работать.
В раскрутке интернет сайтов стопроцентно обещать ничего нельзя: во-первых, алгоритмы поисковых машин являются коммерческой тайной каждой отдельно взятой компании и неизвестны оптимизаторам (по крайней мере, неизвестны точно), а во-вторых, они ещё и меняются практически постоянно. Обычной практикой является гарантирование «попадания» по части запросов, например, по четырём из пяти.
Оптимизатор сходен по стилю работы с финансовым консультантом. Если консультант делает всё верно, он — самый незаменимый человек в компании. Если же он ошибается, то вся компания несёт убытки. Хорошие консультанты, как и хорошие оптимизаторы, просто незаменимы.