Система – это определенный порядок в расположении и связи действий. Система образования – это оксюморон, потому как в ней стройное здание разобрано на отдельные кирпичики, затем они скиданы в кучу, да так лихо перемешаны, что человек, которого эта система обрабатывает, никогда не догадается, что именно составляли эти кирпичики, когда были единым целым. Реферат – первая серьёзная работа, с которой сталкиваешься ещё на школьной скамье. Его цель в том, чтобы ты пережевал некоторый источник, содержащий знание по предмету, понял, что в нем говорится, а потом всё это донес до остального класса, но только сократив на два порядка. Мой личный школьный опыт – дабы исправить тройку по истории, необходимо было вычитать книгу про житие Ван-Гога. Прочитал.
Выписал по паре строк с каждой 10-й страницы. В итоге даже читать не пришлось. Историчка, не вытащила реферат из папки, сразу сунула её в свой шкаф, а мне вывела желанную четверку в журнале. Тогда я задумался впервые. Тут образования как такового не было. Был определенный свод законов и правил. Очень строгих. Но, как известно, чем строже правила, тем искуснее их нарушают. Диплом.
Будучи молодым и горячим – не послушал руководителя и замахнулся на непомерные высоты. После двух месяцев неусыпного бдения за компьютером, на день сдачи мой диплом был готов на 30%. Волновался я жутко. О самой сдаче ничего не помню. Готовился с позором быть изгнанным до осени. Толстый и важный заезжий дядька из приемной комиссии очень громким голосом ругался на тему моей неподготовленности. Поставили тройку.
Так я убедился что и дипломирование – фарс. Меня надо было либо наградить, ибо моя работа была самая объёмная и оригинальная. Либо гнать на пересдачу, потому что она была недоделанной. Мне же влепили тройку, на ряду с нашими отстающими, которые полностью списывали экономическую часть пояснительной записки у отличниц и даже не затрудняли себя исправлением цифр под свой проект (когда их комиссия в этом уличила, то все дружно смеялись…и только). Если бы я не разочаровался в системе и решил пойти выше, то меня бы ожидала следующая ступень – диссертация. Учась на первом курсе, я действительно полагал, что мне придётся её делать. И было страшно. Потому вовсю опрашивал аспирантов, чего там и как? Они, как правило, вяло отмахивались от меня и продолжали играться в Quake 3. Рефераты, дипломы, диссертации… Всё это одна большая показуха. Реальные знания человек приобретает сам и только сам. Давно известно, что «Человека ничему нельзя научить, но он может всему научиться сам». А в наш век быстро развивающихся информационных технологий (из диплома фразочка), самостоятельно эти работы делают только те люди, которые зарабатывают этим деньги.
Кстати и сам подрабатывал в институте. Остальные предпочитают заплатить и сэкономить время своей жизни для иных дел, кои они почитают действительно важными.