Начинающий оратор может потратить много времени на подготовку к выступлению и многократно отрепетировать свой выход и свое поведение на сцене, но для успешного восприятия презентации аудитории может элементарно не хватить простоты и прозрачности изложенной информации. Уж слишком запутанным все кажется в прослушанном выступлении, а многие в зале подумали: «Я бы сказал это иначе».
На популярных курсах ораторского мастерства в Москве обучают эффектным и уверенным выступлениям. Одна из основных тем, рассматриваемых на курсах — это логика построения выступления. Для начала следует сказать, что крепок тот дом, который стоит на солидном фундаменте. То же можно сказать и о презентации. Оратор первым делом должен предоставить основную информацию, а уж потом развивать эту общую картину и обрисовывать детали. Фрагментарность и разрозненность предлагаемых аргументов не только препятствует пониманию смысла сказанного, но и убивает желание слушать продолжение выступления. Вы теряете аудиторию в тот момент, когда она перестает вас понимать. Как заинтересовать слушателей? Курсы ораторского искусства советуют построить речь по принципу «дальше – больше». Слушатель должен быть заинтригован, а вы управляете этой интригой, добавляя «изюминку за изюминкой». От общего мы движемся к частному, от простого к более сложному, к деталям. Начинать объяснять что-либо нужно с понятных вещей. Вы опираетесь на знания аудитории, а уже потом переходите к незнакомому и требующему пояснения. Иногда бывает полезно обратиться к проблемам слушателей, их жизненному опыту. Теперь аудитория эмоционально вовлечена и сопереживает вам.
Есть и другая сторона выступления – видимая. Речь идет о слайдах, которыми вы планируете усилить вербальное сообщение и упростить задачу понимания вас аудиторией. Только иногда бывает все наоборот. Слайды, которые должны подчеркивать основные моменты презентации, бывают очень перенасыщены информацией и цифрами. Их сложно увидеть, прочесть и понять. На курсах ораторского искусства вам напомнят, что идеальный слайд должен быть не длиннее двадцати слов. Количество же слайдов не должно быть больше восьми-десяти. Слайд не должен резать глаз разнообразием шрифтов, различными выделениями и цветами. Остановитесь на двух-трех цветах, хорошо контрастирующих с фоном слайда. Психология восприятия такова, что винегрет из разноцветных символов так и не преобразуется в осмысленную картинку. Оратор должен помочь аудитории насладиться структурой и содержательностью слайда, которая часто напрямую связана с его лаконичностью. После подготовки слайдов попробуйте прочесть текст, ссылаясь на презентацию/ Вы должны четко видеть связь зрительного ряда и ваших слов. Поспешите внести изменения, если определили пробелы: слушатель оценит это исправление.