Очень часто на страницах газет, СМИ или радио звучат такие термины: маргинальная личность, маргинализация. Звучат они строго и непонятно, давайте опустим все догадки и узнаем значение слова маргинал.
[lwptoc title=»Содержание» depth=»3″]
Толкование определений
Формулировка термина менялась до настоящего мнения. Чтобы полностью понять происхождение, нужно немного вернуться в прошлое.
1928 год психолог Роберт Парк впервые ввёл термин маргинал, назвав так людей, которые переехали из деревни в город, где их привычки и поведение отличалось от стандартов городского общества.
Итак, кто такой маргинал?
Это человек, принадлежащий к двум противоположным группа, не принимающий мировоззрение, законы, культурные ценности, принципы общества, в котором он живёт.
Неофициальные названия маргиналов: неформал, индивидуал, белая ворона.
Маргинальные группы — это безработные, беженцы, инвалиды и другие.
[focustext title=»Важно» icon=»exclamation» color=»fine1″]Суть маргинальности в столкновении двух социальных групп в жизни человека, что вызывает внутренний конфликт и оставляет след на его психике, потому что индивид нигде не чувствует себя своим.[/focustext]
Последствия маргинализации приводят к митингам, восстаниям и даже революциям. Таким образам, люди воюют за место в обществе. Происходят изменения в социальной структуре. Что значит маргинальный, мы уже узнали, теперь рассмотрим виды.
Разновидности маргинальности
Переходный период (между двух социальных групп) может быстро пройти у любого человека. Для этого стоит найти новую работу, близких, по интересам и собственное положение в социуме. Но так не у всех.
К сожалению, есть категория людей, которые сами выбрали маргинальный образ жизни, как осознанно, так и из-за проблем. Психологи разделили маргиналов на 6 основных типов.
Этнические маргиналы
К этому типу относят личности, которые родились в семье, где мать и отец разных национальностей. В таком случае маргиналами становятся, когда ребёнок не считает себя частью ни одной из нации.
Религиозные маргиналы
Такой тип говорит о людях, которые не могут отнести себя ни к одной из существующей религии, при условии веры в высшие силы.
Политические маргиналы
Это индивиды (социальная группа), которые недовольны политическим положением страны и вынужденные бежать в другое государство из-за невозможности полноценно жить в родном.
Социальные маргиналы
Ими становятся личности, которые пережили ряд переворотов в стране. К ним относят митинги, революции, восстания и подобное, после которых граждане не могут устроиться в новой общественной системе.
Экономические маргиналы
Те люди, которые потеряли возможность зарабатывать и находятся на черте бедности, живут за счёт пособий или окружающих, безработные.
Биомаргиналы
Индивиды с проблемами в плане здоровья. Они не имеют возможности жить полноценно и самостоятельно о себе заботиться.
Часто маргиналов путают с люмпенами, не видя разницы между понятиями. Понятие люмпен ввел Карл Маркс, назвав так низший класс общества. В него входят бродяги, нищие, уголовники.
Маргиналов можно найти в повседневной жизни, литературе, истории.
Разбираем на примерах
В 1917 год в России произошла революция, которая крупно повлияла на уставы общества и ход жизни страны. Дворяне были вынуждены покинуть государство из-за крупных изменений. Столкновение двух классов привело к наиболее яркому кризису и возникновение пограничных состояний бывшего дворянства.
Также яркие примеры маргинальности есть и в классической литературе, к примеру:
- Родион Раскольников, произведение «Преступление и наказание». Главный герой переехал из провинции в город. Бывший студент университета Санкт-Петербурга долго скитался по городу, из-за нищеты и потери места в жизни, из-за внутренних противоречий убил старушку.
- Полиграф Шариков, «Собачье сердце». Появившийся на свет из-за эксперимента, Шариков обречен на пожизненные психологические мучения. Он оказался запертым в теле человека с повадками собаки. В его образе отлично прослеживается конфликт личности.
- Гек, Том Сойер из книги «Приключения Тома Сойера». Герои этой истории — мальчики с тяжелой судьбой из неблагополучной семьи, которые находятся в постоянной борьбе за существование.
Маргинализация отдельных личностей
Маргинальность бывает как индивидуальная, так и групповая. У каждого типа свои особенности, но их объединяет непонимание и отстраненность человека.
Индивидуальный маргинал — это одиночка, изгой, личность, которая выпала из социума и своей социальной общности. Он не может войти в другую группу, которая отлична от него.
Маргинальная личность — это человек, который отвергает систему ценностей среды, где он находится, и диктует свои правила поведения.
Этапы индивидуальной маргинализации (с примерами в скобках):
- Выход из привычной социальной группы (окончание школы).
- Вступление в другую неприемлемую обстановку (зачисление в университет, который навязали родители).
- Отторжение нового окружения(конфликт интересов с однокурсниками, одногруппниками).
- Маргинализация, как результат первых трех пунктов.
Маргинализация групп
Групповая маргинальность появляется при изменениях структуры общества, которая влияет на положение определенной группы людей.
Такой вид пограничности возникает по ряду причин, а именно:
- Обесценивание норм и ценностей общества.
- Социально-экономические проблемы.
- Вынужденное переселение.
- Смена правящего слоя, партии.
- Несовместимость роли в социуме.
- Неравенство в обществе.
- Изменения в жизни страны, кризис.
Этапы групповой маргинализации такие же, как и в индивидуальной, разница только в количествах участников.
Опасные тенденции в обществе
Сейчас остро стоит проблема люмпенизации общества. Люди остаются на улице из-за высокого уровня безработицы и правовых нарушений. Такие условия прекрасны для процветания нелегальной жизни.
Растёт формирование группировок, озлобленных на власть.
[focustext title=»Следует знать» icon=»info» color=»fine1″]У жертв обстоятельств теряются моральные принципы, развиваются вредные привычки, которые становятся причиной ухудшения здоровья человека и преждевременной смерти. У них пропадает желание стать лучше.[/focustext]
Ещё одна проблема — поколение NEET. Это маргинальная молодежь подросткового возраста (15-24 лет), экономически неактивная и не заинтересованная в обучении, трудоустройстве.
Социологов тревожит, что среди такого поколения безработица прогрессирует дольше привычного возраста, что грозит нехваткой работников на рынке труда.
Возможна маргинализация и на работе. Исследования показали, что из-за недостаточной загруженности некоторая часть работающего населения начинает маргинализироваться. Работник получает ту же зарплату, но попросту просиживает штаны. Это приводит к развитию депрессии и плохо отражается на карьерном росте.
Враг рабочим местам и друг маргинализации — роботизация производств. Она обходится дешевле государству и выгоднее, чем содержание менее квалифицированного работника. В результате люди попадают под сокращения.
Во многих производствах машины способны заменить человеческий труд, из-за чего начинает прогрессировать безработица. Например, роботизация в Великобритании забрала 44 % рабочих мест у граждан. Данный эффект хорошо влияет на развитие экономики, но плохо на количество рабочих мест. С каждым годом производительность повышается на 1,4 %, но, по прогнозам учёных мировой экономики, к 2020 году пять миллионов человек лишатся работы из-за роботизации.
Ситуация в России
В РФ прослеживается маргинальный рост. Он связан с катаклизмами и развитием бюрократизации. Изменения в виде непоследовательных реформ уменьшают личный статус, увеличивают количество личностей в пограничном положении.
Большие перемены происходят в социально-профессиональной структуре. Ограничение перемещения (мобильности) в ней — главная проблема. Из-за ухудшения трудовых условий работники переходят в более низкий профессиональный класс, кто-то работает не по специальности, у кого-то падает материальный доход. Улучшить ситуацию можно только при развитии рыночных отношений. Таким образом, отслеживается тенденция развития маргинальности в России и ее широкое влияние на структуру общества.
Процесс включения в общество
Человек и социальная среда неразрывно связаны друг с другом. Они оказывают активное влияние друг на друга. И чтобы индивиду нормально жить в социуме, ему нужно включиться и социализироваться.
Адаптация бывает биологической, психологической, социальной. Первая происходит при смене условий обитания, психологическая — при удовлетворении потребностей маргинала и возможность реализации собственных целей. Суть социального включения — во взаимодействии отдельной личности с новым окружением и принятием новых норм и ценностей.
Адаптация всегда осуществляется в четыре этапа:
- Первый этап происходит, когда личность оказывается в новой и, в некотором роде, чужой социальный среде, изучает, как нужно вести себя, но придерживается старого комплекса ценностей.
- Этап терпения — следующая ступень, подразумевает взаимную спокойную реакцию на стандарты поведения и ценности нового окружения.
- Аккомодация. Ее суть в принятии и наращении основных ценностей новой системы, в которой оказался индивид.
- Ассимиляция, то есть полное слияние с другой системой ценностей.
Инструменты социализации: кто и что помогает в этом процессе
Адаптация делится на первичную и вторичную. В нее входят не только разные нормы, человеческие ценности, обычаи, но и те, кто вносит свой вклад и влияет на итоговый результат — агенты социализации. В их роли выступают родители, учителя, друзья.
Личности, которые помогают в социальной адаптации — это те люди, в чьи полномочия входит ответственность за ознакомление с различными культурно-этических нормами и общественными ролями.
На главном месте в процедуре социализации обычного человека стоит изначальная среда. Сюда входит его окружение: мать, отец, бабушки, дедушки, братья, сестры.
Первый этап адаптации в социуме наиболее быстрый в самом начале жизни человека, а второй включает человека во взрослую жизнь.
Первый проявляется в маленьких группах, второй — в больших.
Кстати, некоторые агенты участвуют в общественной жизни в обоих случаях.
Ровесники оказывают более важную социальную роль, чем родители. Именно с ними происходит взросление, работа над ошибками, получение опыта.
Следует отметить заменяемость изначальных (первых) агентов. Например, всё те же друзья и родители. Порой функции мамы и папы могут заменить ровесники.
Ко второму типу адаптации в обществе относятся следующие социальные объекты: общественные организации, школьные учреждения, кружки, религиозные центры, государство, СМИ. Все эти элементы оказывают большое влияние на человека.
Еще одним помощником в социализации маргинала являются институты общества — это целостный комплекс норм и правил, который отвечает за выполнение потребностей человека.
Они формируют людей в обществе в целом и нужны для облегчения жизни человека и улучшения ее качества. Между общественными отношениями неразрывна паутинка, состоящая из социальных связей между группами.
Каждый институт отвечает за удовлетворение своих потребностей. Так, например, духовные потребности удовлетворяются благодаря искусству, религии.
У социальных институтов есть свои признаки — это нормы поведения в жизни общества, своя система ценностей, культурных образцов и норм. Также это и ресурсы для решения человеческих проблем.
Также можно обозначить группы институтов, которые играют свои роли экономические, политические, семья.
Государство, как институт, определяет нормы и правила поведения субъектов на территории страны.
Образование отвечает за качество развития личности и за культуризацию общества.
Церковь определяет религиозную этику и деятельность, поддерживает религиозный культ.
Право — регулирует общественные отношения, комплекс правовых норм.
Каждый из них оказывает своё особое влияние на аспект жизни человека и играет свою важную роль.
Способы адаптации маргиналов
Чтобы улучшить положение человека, выпавшего из своей социальной группы, например, рабочей, была выдвинута концепция безусловного основного дохода (БОД). Суть заключается в регулярной выплате конкретной суммы денег гражданам независимо от их статуса, рабочего места и состояния здоровья.
Основные причины затруднения проведения такой программы в России — финансовые (требуется выделение крупной суммы из бюджета) и политические (например, в Финляндии социально-демократические и консервативные партии против данного эксперимента).
Но с 2018 года многие страны пересмотрели БОД и начали вводить их в своих государствах. Например: Шотландия, Канада и США (штат Калифорния), Кения также запустила этот эксперимент, и граждане получают базовый доход (за нефть, газ, добычу металлов).
БОД заинтересовал не только государства, но и милосердных граждан многих стран. Стали появляться проекты, где участники получают ежемесячно до 1 000 долларов из пожертвований других людей. Победитель выбирается жребием, каждый участник указывает, зачем ему деньги.
В России тоже занимаются разработкой введением БОД. Плюсы этого метода: борьба с нищетой, с преступностью, развитие науки и культуры, уменьшение бюрократии, возрастание продуктивности, развитие малого и среднего бизнеса.
Совсем недавно в психологии появилось новое направление, которое обещает нам идеальное решение трудностей — нарративный подход. Благодаря ему психологи успешно лечат даже самых трудных клиентов.
Суть подхода заключается в рассказе, при котором человек переосмысляет собственный опыт в жизни.
Пациент приходит и рассказывает свой рассказ. Как обычно, психолог слушает историю, но вытаскивает из нее что-то нестандартное. Эту позитивную сторону специалист уже преобразовывает в новый рассказ
Процесс можно разделить на три небольших этапов:
- Отделение проблема — человек.
- Преобразование проблемы.
- Издание истории, так как хочет пациент.
Нарративная психология говорит, что все люди в порядке, просто время от времени у человека появляется проблема, которая влияет на что-то важное.
Каждый знает, как решить свои сложности, но иногда нужно индивида подтолкнуть на это.
Маргиналы бывают, как взрослыми, так и школьниками. Для улучшения контакта с социальной средой, для адаптации маргиналов в школе, была написана программа Ученического самоуправления. Данный метод развивает личные качества ребёнка и способствует адаптации к обществу.
Ученическое самоуправление — один из ведущих способов в педагогике. Привлечение детей к проблемам жизни общества, школы, государства положительно влияет на развитие ответственности и самостоятельности, воспитания милосердия, интеллектуальные и творческие способности у ребёнка.
Школьник учится помогать, делать выбор и решать проблемы, благодаря смоделированной для него ситуации. Школа выступает в роли небольшого государства, дети — в роли граждан.