Маргинал и маргинальная личность — примеры

Девушка маргиналОчень часто на страницах газет, СМИ или радио звучат такие термины: маргинальная личность, маргинализация. Звучат они строго и непонятно, давайте опустим все догадки и узнаем значение слова маргинал.

[lwptoc title=»Содержание» depth=»3″]

Толкование определений

Формулировка термина менялась до настоящего мнения. Чтобы полностью понять происхождение, нужно немного вернуться в прошлое.

1928 год психолог Роберт Парк впервые ввёл термин маргинал, назвав так людей, которые переехали из деревни в город, где их привычки и поведение отличалось от стандартов городского общества.

Итак, кто такой маргинал?

Это человек, принадлежащий к двум противоположным группа, не принимающий мировоззрение, законы, культурные ценности, принципы общества, в котором он живёт.

Неофициальные названия маргиналов: неформал, индивидуал, белая ворона.

Маргинальные группы — это безработные, беженцы, инвалиды и другие.

[focustext title=»Важно» icon=»exclamation» color=»fine1″]Суть маргинальности в столкновении двух социальных групп в жизни человека, что вызывает внутренний конфликт и оставляет след на его психике, потому что индивид нигде не чувствует себя своим.[/focustext]

Последствия маргинализации приводят к митингам, восстаниям и даже революциям. Таким образам, люди воюют за место в обществе. Происходят изменения в социальной структуре. Что значит маргинальный, мы уже узнали, теперь рассмотрим виды.

Разновидности маргинальности

Переходный период (между двух социальных групп) может быстро пройти у любого человека. Для этого стоит найти новую работу, близких, по интересам и собственное положение в социуме. Но так не у всех.

К сожалению, есть категория людей, которые сами выбрали маргинальный образ жизни, как осознанно, так и из-за проблем. Психологи разделили маргиналов на 6 основных типов.

Этнические маргиналы

К этому типу относят личности, которые родились в семье, где мать и отец разных национальностей. В таком случае маргиналами становятся, когда ребёнок не считает себя частью ни одной из нации.Этнический маргинал среди негров

Религиозные маргиналы

Такой тип говорит о людях, которые не могут отнести себя ни к одной из существующей религии, при условии веры в высшие силы.

Политические маргиналы

Это индивиды (социальная группа), которые недовольны политическим положением страны и вынужденные бежать в другое государство из-за невозможности полноценно жить в родном.

Социальные маргиналы

Ими становятся личности, которые пережили ряд переворотов в стране. К ним относят митинги, революции, восстания и подобное, после которых граждане не могут устроиться в новой общественной системе.

Экономические маргиналы

Те люди, которые потеряли возможность зарабатывать и находятся на черте бедности, живут за счёт пособий или окружающих, безработные.

Биомаргиналы

Индивиды с проблемами в плане здоровья. Они не имеют возможности жить полноценно и самостоятельно о себе заботиться.

Часто маргиналов путают с люмпенами, не видя разницы между понятиями. Понятие люмпен ввел Карл Маркс, назвав так низший класс общества. В него входят бродяги, нищие, уголовники.

Маргиналов можно найти в повседневной жизни, литературе, истории.

Разбираем на примерах

В 1917 год в России произошла революция, которая крупно повлияла на уставы общества и ход жизни страны. Дворяне были вынуждены покинуть государство из-за крупных изменений. Столкновение двух классов привело к наиболее яркому кризису и возникновение пограничных состояний бывшего дворянства.

Также яркие примеры маргинальности есть и в классической литературе, к примеру:

  • Родион Раскольников, произведение «Преступление и наказание». Главный герой переехал из провинции в город. Бывший студент университета Санкт-Петербурга долго скитался по городу, из-за нищеты и потери места в жизни, из-за внутренних противоречий     убил старушку.
  • Полиграф Шариков, «Собачье сердце». Появившийся на свет из-за эксперимента, Шариков обречен на пожизненные психологические мучения. Он оказался запертым в теле человека с повадками собаки. В его образе отлично прослеживается конфликт личности.
  • Гек, Том Сойер из книги «Приключения Тома Сойера». Герои этой истории — мальчики с тяжелой судьбой из неблагополучной семьи, которые находятся в постоянной борьбе за существование.Полиграф Шариков
Читать так же:  Толковый совет: значения карт при гадании (часть 2)

Маргинализация отдельных личностей

Маргинальность бывает как индивидуальная, так и групповая. У каждого типа свои особенности, но их объединяет непонимание и отстраненность человека.

Индивидуальный маргинал — это одиночка, изгой, личность, которая выпала из социума и своей социальной общности. Он не может войти в другую группу, которая отлична от него.

Маргинальная личность — это человек, который отвергает систему ценностей среды, где он находится, и диктует свои правила поведения.

Этапы индивидуальной маргинализации (с примерами в скобках):

  1. Выход из привычной социальной группы (окончание школы).
  2. Вступление в другую неприемлемую обстановку (зачисление в университет, который навязали родители).
  3. Отторжение нового окружения(конфликт интересов с однокурсниками, одногруппниками).
  4. Маргинализация, как результат первых трех пунктов.

Маргинализация групп

Групповая маргинальность появляется при изменениях структуры общества, которая влияет на положение определенной группы людей.

Такой вид пограничности возникает по ряду причин, а именно:

  1. Обесценивание норм и ценностей общества.
  2. Социально-экономические проблемы.
  3. Вынужденное переселение.
  4. Смена правящего слоя, партии.
  5. Несовместимость роли в социуме.
  6. Неравенство в обществе.
  7. Изменения в жизни страны, кризис.

Этапы групповой маргинализации такие же, как и в индивидуальной, разница только в количествах участников.

Опасные тенденции в обществе

Сейчас остро стоит проблема люмпенизации общества. Люди остаются на улице из-за высокого уровня безработицы и правовых нарушений. Такие условия прекрасны для процветания нелегальной жизни.

Растёт формирование группировок, озлобленных на власть.

[focustext title=»Следует знать» icon=»info» color=»fine1″]У жертв обстоятельств теряются моральные принципы, развиваются вредные привычки, которые становятся причиной ухудшения здоровья человека и преждевременной смерти. У них пропадает желание стать лучше.[/focustext]

Ещё одна проблема — поколение NEET. Это маргинальная молодежь подросткового возраста (15-24 лет), экономически неактивная и не заинтересованная в обучении, трудоустройстве.

Социологов тревожит, что среди такого поколения безработица прогрессирует дольше привычного возраста, что грозит нехваткой работников на рынке труда.

Возможна маргинализация и на работе. Исследования показали, что из-за недостаточной загруженности некоторая часть работающего населения начинает маргинализироваться. Работник получает ту же зарплату, но попросту просиживает штаны. Это приводит к развитию депрессии и плохо отражается на карьерном росте.

Враг рабочим местам и друг маргинализации — роботизация производств. Она обходится дешевле государству и выгоднее, чем содержание менее квалифицированного работника. В результате люди попадают под сокращения.

Во многих производствах машины способны заменить человеческий труд, из-за чего начинает прогрессировать безработица. Например, роботизация в Великобритании забрала 44 % рабочих мест у граждан. Данный эффект хорошо влияет на развитие экономики, но плохо на количество рабочих мест. С каждым годом производительность повышается на 1,4 %, но, по прогнозам учёных мировой экономики, к 2020 году пять миллионов человек лишатся работы из-за роботизации.

Ситуация в России

В РФ прослеживается маргинальный рост. Он связан с катаклизмами и развитием бюрократизации. Изменения в виде непоследовательных реформ уменьшают личный статус, увеличивают количество личностей в пограничном положении.

Читать так же:  Советы. ПОЛЕЗНАЯ ПИЩА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Большие перемены происходят в социально-профессиональной структуре. Ограничение перемещения (мобильности) в ней — главная проблема. Из-за ухудшения трудовых условий работники переходят в более низкий профессиональный класс, кто-то работает не по специальности, у кого-то падает материальный доход. Улучшить ситуацию можно только при развитии рыночных отношений. Таким образом, отслеживается тенденция развития маргинальности в России и ее широкое влияние на структуру общества.Парень маргинал

Процесс включения в общество

Человек и социальная среда неразрывно связаны друг с другом. Они оказывают активное влияние друг на друга. И чтобы индивиду нормально жить в социуме, ему нужно включиться и социализироваться.

Адаптация бывает биологической, психологической, социальной. Первая происходит при смене условий обитания, психологическая — при удовлетворении потребностей маргинала и возможность реализации собственных целей. Суть социального включения — во взаимодействии отдельной личности с новым окружением и принятием новых норм и ценностей.

Адаптация всегда осуществляется в четыре этапа:

  1. Первый этап происходит, когда личность оказывается в новой и, в некотором роде, чужой социальный среде, изучает, как нужно вести себя, но придерживается старого комплекса ценностей.
  2. Этап терпения — следующая ступень, подразумевает взаимную спокойную реакцию на стандарты поведения и ценности нового окружения.
  3. Аккомодация. Ее суть в принятии и наращении основных ценностей новой системы, в которой оказался индивид.
  4. Ассимиляция, то есть полное слияние с другой системой ценностей.

Инструменты социализации: кто и что помогает в этом процессе

Адаптация делится на первичную и вторичную. В нее входят не только разные нормы, человеческие ценности, обычаи, но и те, кто вносит свой вклад и влияет на итоговый результат — агенты социализации. В их роли выступают родители, учителя, друзья.

Личности, которые помогают в социальной адаптации — это те люди, в чьи полномочия входит ответственность за ознакомление с различными культурно-этических нормами и общественными ролями.

На главном месте в процедуре социализации обычного человека стоит изначальная среда. Сюда входит его окружение: мать, отец, бабушки, дедушки, братья, сестры.

Первый этап адаптации в социуме наиболее быстрый в самом начале жизни человека, а второй включает человека во взрослую жизнь.

Первый проявляется в маленьких группах, второй — в больших.

Кстати, некоторые агенты участвуют в общественной жизни в обоих случаях.

Ровесники оказывают более важную социальную роль, чем родители. Именно с ними происходит взросление, работа над ошибками, получение опыта.

Следует отметить заменяемость изначальных (первых) агентов. Например, всё те же друзья и родители. Порой функции мамы и папы могут заменить ровесники.

Ко второму типу адаптации в обществе относятся следующие социальные объекты: общественные организации, школьные учреждения, кружки, религиозные центры, государство, СМИ. Все эти элементы оказывают большое влияние на человека.

Еще одним помощником в социализации маргинала являются институты общества — это целостный комплекс норм и правил, который отвечает за выполнение потребностей человека.

Они формируют людей в обществе в целом и нужны для облегчения жизни человека и улучшения ее качества. Между общественными отношениями неразрывна паутинка, состоящая из социальных связей между группами.

Каждый институт отвечает за удовлетворение своих потребностей. Так, например, духовные потребности удовлетворяются благодаря искусству, религии.

Читать так же:  Украшения: От древних времен до современных трендов

У социальных институтов есть свои признаки — это нормы поведения в жизни общества, своя система ценностей, культурных образцов и норм. Также это и ресурсы для решения человеческих проблем.

Также можно обозначить группы институтов, которые играют свои роли экономические, политические, семья.

Государство, как институт, определяет нормы и правила поведения субъектов на территории страны.

Образование отвечает за качество развития личности и за культуризацию общества.

Церковь определяет религиозную этику и деятельность, поддерживает религиозный культ.

Право — регулирует общественные отношения, комплекс правовых норм.

Каждый из них оказывает своё особое влияние на аспект жизни человека и играет свою важную роль.

Способы адаптации маргиналов

Чтобы улучшить положение человека, выпавшего из своей социальной группы, например, рабочей, была выдвинута концепция безусловного основного дохода (БОД). Суть заключается в регулярной выплате конкретной суммы денег гражданам независимо от их статуса, рабочего места и состояния здоровья.

Основные причины затруднения проведения такой программы в России — финансовые (требуется выделение крупной суммы из бюджета) и политические (например, в Финляндии социально-демократические и консервативные партии против данного эксперимента).

Но с 2018 года многие страны пересмотрели БОД и начали вводить их в своих государствах. Например: Шотландия, Канада и США (штат Калифорния), Кения также запустила этот эксперимент, и граждане получают базовый доход (за нефть, газ, добычу металлов).

БОД заинтересовал не только государства, но и милосердных граждан многих стран. Стали появляться проекты, где участники получают ежемесячно до 1 000 долларов из пожертвований других людей. Победитель выбирается жребием, каждый участник указывает, зачем ему деньги.

В России тоже занимаются разработкой введением БОД. Плюсы этого метода: борьба с нищетой, с преступностью, развитие науки и культуры, уменьшение бюрократии, возрастание продуктивности, развитие малого и среднего бизнеса.Центр помощи маргиналам

Совсем недавно в психологии появилось новое направление, которое обещает нам идеальное решение трудностей — нарративный подход. Благодаря ему психологи успешно лечат даже самых трудных клиентов.

Суть подхода заключается в рассказе, при котором человек переосмысляет собственный опыт в жизни.

Пациент приходит и рассказывает свой рассказ. Как обычно, психолог слушает историю, но вытаскивает из нее что-то нестандартное. Эту позитивную сторону специалист уже преобразовывает в новый рассказ

Процесс можно разделить на три небольших этапов:

  1. Отделение проблема — человек.
  2. Преобразование проблемы.
  3. Издание истории, так как хочет пациент.

Нарративная психология говорит, что все люди в порядке, просто время от времени у человека появляется проблема, которая влияет на что-то важное.

Каждый знает, как решить свои сложности, но иногда нужно индивида подтолкнуть на это.

Маргиналы бывают, как взрослыми, так и школьниками. Для улучшения контакта с социальной средой, для адаптации маргиналов в школе, была написана программа Ученического самоуправления. Данный метод развивает личные качества ребёнка и способствует адаптации к обществу.

Ученическое самоуправление — один из ведущих способов в педагогике. Привлечение детей к проблемам жизни общества, школы, государства положительно влияет на развитие ответственности и самостоятельности, воспитания милосердия, интеллектуальные и творческие способности у ребёнка.

Школьник учится помогать, делать выбор и решать проблемы, благодаря смоделированной для него ситуации. Школа выступает в роли небольшого государства, дети — в роли граждан.

Свежее

Москва
небольшой дождь
7.2 ° C
7.4 °
6.2 °
75 %
9.6kmh
100 %
Чт
9 °
Пт
2 °
Сб
1 °
Вс
-1 °
Пн
-0 °

Похожие записи

Leave a reply

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь