Сколько не моли мгновение уговорами о том, что оно прекрасно, остановиться, — не остановится. Конечно, можно поступить иначе: просто сделать фотографию. Наверно, именно желанием запечатлеть сиюминутное навеки руководствовались создатели первых фотоаппаратов (Сегье, Годен, Фойхтлендер). С той поры фотография стала искусством, соперничающим с живописью, а по популярности давно живопись обогнавшее.
Человеческая мысль не стоит на месте, и вместо дагерротипных пластинок сначала изобрели сначала чёрно-белую, затем цветную плёнку, а потом перешли на «цифру», как это часто небрежно называют некоторые. Первооткрывателем в этой области можно считать корпорацию Apple Computer – творцов первых в мире персональных компьютеров Macintosh. Цифровые фотоаппараты с начала девяностых подросли, окрепли и до такой степени взяли верх, что начали разоряться фирмы вроде AGFA, выпускающие светочувствительную плёнку.
Чем же знамениты и хороши «цифровики?
Для начала – принцип работы цифрового фотоаппарата практически такой же, как и у плёночного, просто плёнку там заменяет светочувствительная пластина, «по-научному» называющаяся матрицей. Именно от этой маленькой детальки и зависит качество изображения. Матрица различается по количеству мегапикселей, которых может быть от одного-двух до шести-семи миллионов! Такой разброс объясняется просто: фотоаппараты нужны людям для разных целей. В основном, фотоаппарат – это верный спутник в путешествии и повседневной жизни и незаменим для того, чтобы запечатлеть вас в обнимку с красной лондонской телефонной будкой, на фоне Нотр-Дама или на родной дачной грядке. Для таких снимков качество не так уж важно, главное – результат. Но есть фанаты фотосъёмки, любящие снимать божьих коровок на листках и капельки росы. Для подобных детализированных фотографий качество снимка играет главную роль.
[focustext title=»» icon=»home» color=»warning»]Матрица – не единственное, чем могут похвастаться «цифровики». На привычном фотоаппарате количество кадров ограничено длиной плёнки, в то время как ёмкая флэш-память цифрового аппарата может хранить практически до тысячи снимков. Любители Фотошопа и Интернет-фотоальбомов не мыслят себя без цифрового фотоаппарата с его флэшкой, потому что тот, кому хоть раз приходилось сканировать отпечатанные снимки, чтобы перегнать их в компьютерный формат, знает, каких это стоит средств и усилий.[/focustext]
Большинство цифровых фотоаппаратов подключаются к компьютеру через USB-порт и предстают перед вашими глазами в виде съёмного диска. Фотографии они могут сохранять любого размера (это устанавливается вручную) и в основном, в формате JPG (это уже не отрегулировать). JPG – самый ходовой формат и удобен для пользования, но он подразумевает сильное сжатие и, соответственно, худшее качество фотографий. Конечно, Фотошопом можно «вытянуть» практически всё, да и для большинства владельцев фотоаппаратов это не так важно. Существуют также форматы TIFF и RAW. Два последних подразумевают меньшее сжатие и, соответственно, меньшую потерю качества, но они больше по размеру и занимают больше места на карте памяти. К тому же, оба эти формата надо обрабатывать в графических программах, а это дополнительная работа, которую не все любят.
Оптика для фотоаппарата так же важна, как для компьютера – процессор.
Объектив может быть съёмным и несъёмным, с зумом и без. Этим цифровые фотоаппараты не отличаются от плёночных. Зум важен для тех, кто любит снимать приближенные объекты, например, архитектурные детали или птичек на ветках. Самыми широко распространенными являются зумы с 3-кратным увеличением; существуют и пятикратные зумы, но это уже развлечение для фотолюбителей. В большинстве фотоаппаратов предусмотрен и так называемый цифровой зум – это когда увеличение объекта происходит не благодаря выдвижению объектива, как в оптическом, а за счёт анализа уже имеющегося изображения. Дополнительные точки как бы «вставляются» между существующими, не добавляя никаких деталей. Разумеется, и качество выходит соответствующее – с сильными шумами, порой расплывчатое и размазанное. Однако многих это не смущает, если цель оправдывает средства.
Цифровые фотоаппараты подразумевают наличие, порой, огромного количества дополнительных функций, недоступных плёночному аппарату. Для некоторых именно это является решающим критерием выбора. Например, различные режимы, от регулировки «пейзаж-портрет-движущийся объект», до ночной съёмки и функции видеозаписи.
Конечно, охотникам поснимать ночью наличие такой функции будет на радость, однако насчёт видеосъёмки не стоит обольщаться. Снимает фотоаппарат немногим лучше телефона с подобной функцией, и подходит подобное только для фиксации каких-то чрезвычайно важных моментов жизни. Видеозапись может быть со звуком и без, но это не играет практически никакой роли, потому что для нормальной записи звука на фотоаппарат необходимо, чтобы это был как минимум концерт металлической группы или рёв самолёта.
Иногда создатели фотоаппаратов путают их с многофункциональными кухонными комбайнами и снабжают их такими практически бесполезными функциями, как, например, диктофон. Ничего толкового на такой диктофон не запишешь, зато при покупке переплатишь – сомнительное удовольствие.
[focustext title=»» icon=»info» color=»warning»]Что же касается ручных настроек, то это – радость для любителя как-то управлять фототворчеством. Эти настройки регулируют такую важную вещь как баланс белого, размер диафрагмы и остальное, во что не стоит вникать, если нет желания сломать мозги или заняться фотоделом профессионально. Многих очень радует наличие функции многократного кадра – когда аппарат делает за один раз сразу несколько снимков, или автоспуска – можно сфотографироваться с другом, не прибегая к помощи третьего лица. Практически все фотоаппараты позволяют отключать вспышку или делать её ярче, как и в обычных, но самое большое развлечение – это просматривать на жидкокристаллическом экране получившиеся картинки.
Немаловажная деталь – элементы питания. Обычно они в комплект не входят, и разумно купить аккумуляторы, дабы не разориться на батарейках. Цифровые фотоаппараты весьма прожорливы и зачастую одного полного заряда хватает только на одну, реже две «фотосессии». Некоторые фирмы придумывают для своих аппаратов свои «личные» элементы питания, но это мало что меняет.
[/focustext]
Цифровые фотоаппараты поселились почти в каждом доме, но вот очень многие профессиональные фотографы, не обращая внимания на все вышеуказанные прелести «цифры», продолжают творить с помощью пленочных. Это не консерватизм, просто каждый предпочитает останавливать кажущееся неуловимым мгновение по-своему. У каждого – своё мгновение, единственное и неповторимое. И картинки получаются очень разные.
Хорошо, когда действительно весёлые.