В наш век техники за человека информацию запоминают различные устройства (мобильные телефоны, эл. записные книжки, ПК и т.д.). Полезным для памяти это, конечно, не назовёшь. А если потеряется телефон или надо будет мгновенно вспомнить какую-нибудь особенную дату? Чтобы избежать неприятных ситуаций, составьте список номеров, дат и чисел, которые считаете необходимыми и важными. Остаётся только найти эффективный метод для запоминания.
Цифры – информация абстрактная, которая не несёт за собой вещественных образов. Что вы можете представить, глядя на число «7394», и чем оно будет отличаться, допустим, от «7493»? В памяти числа, запоминающиеся просто как набор цифр, не задерживаются.
Поэтому предлагаю вашему вниманию одну методику, которой сама успешно пользуюсь. Суть её состоит в том, чтобы для каждой цифры придумать индивидуальный образ, который можно использовать для запоминания, и потом соединять эти цифры в небольшие, легко запоминающиеся сценки.
Итак, для создания собственной системы составим табличку (для удобства). Первая колонка — «цифры», вторая – «предметы», третья – «действия», четвёртая – «описания». Чем больше слов вы выудите, тем больше материала будет у вас в дальнейшем, поэтому не ленитесь. Заполнение таблички займёт некоторое время, постарайтесь не вписывать слова со схожими лексическими значениями, которые ваш мозг может перепутать.
Пример:
0 – мяч, кольцо, браслет, обруч, труба, ролик, бублик, колодец – катить, распластывать, жонглировать, толкать, крутить – круглый, распластанный, приплюснутый, дырявый;
1 – столб, башня, маяк, палка – стоять, настаивать, основывать, укреплять — каменный, перпендикулярный, длинный, старый;
2 – лебедь, утка, птица, самолёт – летать, парить, падать, подниматься – воздушный, крылатый, пернатый, лёгкий;
3 – заяц, кролик, мышь, крыса, другие млекопитающие – бегать, удирать, спешить, опаздывать, бояться – быстрый, энергичный, трусливый, пугливый;
4 – стул, стол, шкаф, кровать, мебель – сидеть, лежать, спать, находиться в помещении – плоский, угловатый, прямоугольный, комнатный;
5 – растения, цветы, мох, деревья – расти, цвести, увядать, благоухать – натуральный, зелёный, растительный, природный;
6 – рыба, вода, пруд, лодка, жидкость – плавать, нырять, тонуть, пить – мокрый, влажный, жидкий, дождливый;
7 – нота, гитара, пианино, музыкант, певец, танцор – играть, петь, танцевать, слушать – громкий, шумный, музыкальный, акустический;
8 – велосипед, ролики, автомобиль, трактор, грузовик – возить, ехать, управлять, гонять – железный, механический, современный, искусственный;
9 – я, человек, люди, социум – думать, воображать, мечтать, вычислять – человечный, умный, образованный, мечтательный.
Каждый человек индивидуален по-своему, со своим опытом и образом мышления, поэтому для каждого должна быть подобрана своя наиболее эффективная система.
После того, как вы составите таблицу, попробуйте скомпоновать цифры.
Допустим, следует запомнить телефон врача: 534-66-90. Представляем себе кабинет этого врача и картину: зелёная (5) мышь (3) находится на столе (4), а потом ныряет (6) в миску с молоком (6), тут её достаёт доктор-человек (9) и начинает ей жонглировать (1).
Можно не использовать глаголы, как указатели цифр, тогда становится проще.
Например, мы хотим запомнить дату Куликовской битвы (8 сентября 1380 года). Воображаем Куликово поле, и тут посреди битвы появляется трактор (8) на котором находится толстый, как самовар (0), человек (9), который берёт волшебную палку (1) и начинает оживлять лошадей (3), но тут на него падает огромная железная (8) труба (0), и вместе с трактором уносит под землю.
Постарайтесь, когда «рисуете» картину, особо выделять основные детали, указывающие на цифры. Для закрепления знаний, не забывайте повторять информацию в свободное время.
Подберите свои законы, правила построения образов-идентификаторов, и тогда запоминание чисел превратится в увлекательное занятие.