В наши дни просмотром фильмов или телепередач уже никого не удивить. Да и телевизор теперь имеется практически в каждом доме, потому многие отказываются от похода в кинотеатр, хотя качество изображения и звука там в разы лучше. Современные прокатчики предлагают ленты с 3-5-7-D эффектами, чтобы заманить людей, и им это удается. Кажется, будто так было всегда, а захватывающие спецэффекты, реалистичная игра актеров и интригующие сюжеты медленно перетекают в будущее из прошлого, постепенно совершенствуясь и доставляя все больше приятных минут.
Еще в начале прошлого века никто и представить не мог, что коротенькие ролики без звука вскоре превратятся в полноценное кино с объемными персонажами и реалистичным звуком. Синематограф имеет длинную и занимательную историю, которая продолжается и в наши и дни. Потому у каждого есть шанс не только выяснить, кто изобрел кинематограф, но и в полном смысле стать его частью. Ведь в наши дни фильм можно снять даже на камеру собственного смартфона.
[lwptoc title=»Содержание» depth=»3″]
Непростая история: пионеры кинематографа
За прошедшие годы значение кинематографа для каждого человека на планете трудно переоценить. Мы смотрим не меньше одного фильма в неделю, даже если сильно заняты, так гласит статистика. Если же свободное время позволяет, то многие проглядывают по несколько картин в день, тем более в выходные. На каждого индивидуума в среднем за сто лет приходится около тридцати двух — тридцати пяти тысяч просмотренных лент, а это больше пятидесяти тысяч часов. Цифры кажутся колоссальными, но все это правда. В таких условиях мало кто задумывается, как именно возникло кино в общем, а уж каким был самый первый и старый фильм в мире, знают только единицы. Давайте исправим эту досадную оплошность и ознакомимся с краткой историей кинематографа.
[focustext title=»Важно» icon=»exclamation» color=»fine1″]Официально зарождение истории кинематографа приурочено к 1889 году, однако задолго до этого многие энтузиасты снимали короткие игровые ролики в качестве экспериментального материала. Французский инженер и изобретатель Луи Эме Огюстен Лепренс (Louis Aimé Augustin Le Prince), создатель перевейшей в мире хронографической камеры для записи перемещающегося изображения, увлекался дагерротипами (знал основы фотографии и химической обработки разнообразных материалов).
[/focustext]
Первые съемки в мире: «Сцены в саду Раундхэй»
Луи Лепренс оказался чрезвычайно талантливым молодым человеком и уже к 1988 году не только изобрел специальную камеру с шестнадцати объективами, но и получил возможность снять несколько игровых роликов. Проверяя работоспособность своей новой разработки, он попросил родственников, среди которых и мать его супруги, прогуляться на заднем дворе. Кроме тестя и тещи (Джозефа и Сары Уитли), в первом в мире фильме появляются также Харриет Хартли (подруга хозяйки) и Адольф Лепренс (родной сын режиссера и оператора). Именно этих людей можно считать первыми актерами игрового кино.
Луи снимал на обычную, свернутую в рулон, негативную фотобумагу (54 мм), разработанную Уильямом Уокером и его приятелем Джорджем Истмэном. От идеи производить кино на недоработанную новую камеру он отказался, потому на его аппаратуре LPCCP Mk II тогда был установлен единственный объектив. Частота подразумевалась в двенадцать кадров за минуту. По мнению Лепренса, этого должно было вполне хватить, чтобы передать реалистичность движения.
Оригинальный негатив содержал всего два десятка кадров на фотобумаге, а в 1989 году Британский Медиамузей оцифровал его, получив уже пятьдесят два кадра, продолжительностью 2.11 секунд. Ролик носил имя «Сцена в саду Раундхэй» (Roundhay Garden Scene) и его можно с уверенностью считать наиболее старым в мире. Впоследствии им был смонтирован еще один известный ролик – «Движение транспорта по английскому мосту Лидс», после чего француз исчез бесследно, по пути из Дижона в столицу.
Официальное рождение кинематографа с «Прибытием поезда на вокзал Ла-Сьота»
Однако Лепренс не стал официальным «родоначальником» кино, так как его ролик был крайне коротким и никогда не демонстрировался в качестве движущихся картинок перед публикой. Это честь принадлежит знаменитым Огюсту Луи Мари Николя и Луи Жану. Официальной датой открытия эпохи синематографа (Cinématographe) можно считать 1896 год, когда появилось кино «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер, о которых и идет речь.
Огромная заслуга принадлежит также талантливому инженеру и изобретателю Жюлю Карпантье, который придумал и собрал специальный проект, позволивший воспроизвести отснятое ребятами. Патентную заявку они подали тринадцатого февраля, а уже двадцать второго марта был организован первый публичный сеанс. Однако днем рождения кино принято считать все же двадцать восьмое декабря того же года, когда братья провели уже коммерческий показ в знаменитом Grand Cafе.
[focustext title=»Следует знать» icon=»info» color=»fine1″]Есть любопытный факт относительно «проката» данного ролика в России. Вопреки заблуждениям, впервые кино показали уже шестого мая 1897 года в Москве. Премьера состоялась в здании театра имени Г. Г. Солодовникова, которое и сегодня находится на перекрестке Кузнецкий мост и Большой Дмитровки.
[/focustext]
На предмет сюжета режиссеры и операторы в одном лице не сильно заморачивались. Кино было о том, как паровоз прибывает к перрону вокзала в Ла-Сьота, после чего пассажиры начинают двигаться по платформе. Согласно некоторым данным, вполне возможно, слегка преувеличенным, первые показы ленты вызывали у зрителей приступы паники, отчего они с криками выбегали из зала.
Длительность этой киноленты уже была рекордно высокой – целых сорок восемь секунд. Последователи сразу же ухватились за это. Оно стало толчком для возникновения десятков, а то и сотен подобных роликов, потому содержание его назвали первым «бродячим сюжетом» в немом кино.
Появление звука в «Певце джаза»
Звуковое оформление у первых лент не подразумевалось. В новообразованных салонах и кинотеатрах владельцы нашли наиболее простой выход из положения. Они наняли пианистов и иных музыкантов, которые играли веселые или трагичные мелодии в нужные моменты. Возникновение звукового кино стало причиной заката немного, которое еще долго «боролось» за жизнь, но победить все равно не могло.
Первым продуктом такого плана считается лента «Певец джаза», основанная на сочинении Самсона Рафаэльсона. Сюжет был до безобразия прост: юный еврей Яша, вопреки воле отца, распевает скабрезные песенки в пивнушке, недалеко от дома. Когда же тот узнает об этом, Яше остается только убежать из дома, сменить имя и начать новую жизнь под личиной Джека Робина – признанного и знаменитого певца джаза.
Бюджет на то время был просто колоссальным – более четырехсот тысяч долларов – даже для хорошо раскрученной компании Warner Bros. Entertainment, Inc. Режиссером его был Алан Кросланд, а звуковые эффекты записал Джордж Гроувз. Продолжительность кинокартины была восемьдесят девять минут – полноценное полуторачасовое кино. Премьера состоялась в двадцать седьмом году двадцатого века, а сборы значительно превысили вложение. Они составили около трех миллионов американских долларов. Следует понимать, что синхронных эпизодов с речью тут немного, минуты на две, а в остальном они представляют собой кадры вокала, когда неправильная артикуляция не очень заметна.
Появление цветов в кинематографе с «Путешествием на луну»
Если вы думаете, что разноцветные движущиеся картинки возникли намного позже, чем звуковое кино, то глубоко ошибаетесь. На самом деле, передать движение в цвете пыталось огромное количество режиссеров, а первым, кому это удалось, стал француз Мари-Жорж-Жан Мельес. Уже в самом начале века (в 1902 году), когда появилось цветное кино, он видел в нем реальную перспективу.
Сюжет своего творения Мельес взял из нескольких романов популярных писателей-фантастов Жюля Верна и Герберта Уэллса. Проведя научные исследования, ученые создают полый снаряд, который запускают из пушки прямиком на Луну, что имитирует человеческое лицо. Он достигает цели и попадает ей в глаз. Выбравшись из корабля, ученые гуляют, потом спят, и только на другой день находят в пещере неподалеку настоящих прыгучих «селенитов», для которых были задействованы настоящие акробаты. Они оказываются существами злобными, но слабыми, а от удара зонтиком взрываются. Далее все по стандарту: враги захватывают персонажей, ведут их к своему правителю, которого те тоже убивают. Потом они сбегают, забираются в снаряд и отправляются домой, где их встречают с почетом и уважением.
Назывался первый цветной фильм в мире «Путешествие на Луну», а длился он всего четырнадцать минут. Эту короткометражку с фарсово-комедийным сюжетом утратили, но в тридцать третьем году ее принес в Кинотеку Барселоны неизвестный коллекционер, который имени своего открывать не желал. Пленка была очень сильно повреждена, и потому реставрационные работы продлились очень долго – только в 2011 году ее второе рождение состоялось на Каннском кинофестивале.
Официальное первое полноцветное кино в мире
На этом развитие не остановилось: с начала двадцатого века оно сильно рвануло вперед, постоянно совершенствуясь и улучшаясь. На самом деле, «Полет на Луну» не был самым первым, потому что до него уже была представлена короткометражная лента «Annabelle Serpentine Dance» в девяносто четвертом году девятнадцатого века. Оба эти шедевры были сняты на монохромную пленку, после чего раскрашены вручную. Это значит, что художник с кисточкой трудился над каждым кадром.
[focustext title=»Важно» icon=»bolt» color=»fine1″]К девяносто девятому году профессиональный фотограф Эдвард Рэймонд Тернер подал документы и запатентовал новинку – принцип цветовой съемки движущихся картинок. Он придумал и изготовил три цветных фильтра (зеленый, красный и синий). В 2012 году была обнаружена пленка, снятая по этой методике в 1909-м.
[/focustext]
Последовал взрыв колоссальной популярности цветного кино, но оно быстро сдало свои позиции. Такие съемки обходились дорого, а качество оставляло желать лучшего. Потому «серьезные» режиссеры, дабы избежать эффекта циркового представления, предпочитали делать кино по старинке, в монохроме. Преломить события удалось только с изобретением новой технологии – «Technicolor». Впервые воспользоваться новинкой решился Уолт Дисней и в 1932 году представил публике разноцветную анимацию «Цветы и деревья».
Первой полнометражной кинолентой в цвете стала «Бекки Шарп», режиссером которой выступил американец Рубен Захарьевич Мамулян (эмигрант армянского происхождения). Она длилась час и двадцать три минуты и была снята на первую многослойную пленку. «Звездами» тут стали Джордж Хэсселл, Мириам Хопкинс, Билли Бурк, Фрэнсис Ди и многие другие. На широкие экраны фильм поступил в 1935-м, который и стал официально считаться годом возникновения цветного кино.
Зарождение мультипликации
Следует понимать, что мультипликация появилась задолго до возникновения кино, но сразу же заняла свое место и в нем. В 1914-м году достаточно известный карикатурист и аниматор из Соединенных Штатов по имени Уинзор Маккей впервые в мире нарисовал оригинального мультяшного героя, которому придал много ярчайших личностных качеств. Это был динозаврик Герти, а рисовать каждый кадр мастеру приходилось вручную. Чтобы ускорить работу, он нанял студента, который подкрашивал фон к основному герою, потому что пейзаж был статичным, и его детализация занимала массу времени.
-
В 92-м году девятнадцатого века инженер Эмиль Рейно впервые показал публике собственное изобретение – графическую полосу с движущимися фигурками во французском Музее Гревен.
-
В девяносто восьмом появился мультфильм под названием The Humpty Dumpty Circus. Он повествовал историю о «маленьких людях» лилипутах.
-
В 1899 году появился первейший рекламный мультик Matches: An Appeal, который дошел до наших дней.
-
The Enchanted Drawing («Очарованный рисунок») был отснят Джеймсом Стюартом Блэктоном на заре двадцатого века. Также на его счету занимательный и ужасающий некоторых The Haunted Hotel («Гостиница с привидениями»).
-
Спустя шесть лет вышел полнометражный мультфильм того же автора под названием Humorous Phases of Funny Faces («Смешные лица»).
-
К восьмому году французский талантливый аниматор и карикатурист Эмиль Коль заинтересовывается анимацией и создает собственный шедевр Fantasmagorie («Фантасмагория»). Тут у главного героя уже был собственный нрав и пристрастия, свидетельствующие о сильном характере.
-
В 1910-м русский и французский режиссер Владислав Александрович Старевич выпустил первейший в мире мультипликационный кукольный ролик с длинным и странным названием «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами».
Пионеры во всем: от монохрома до наших дней
Первые цветные кадры кино в СССР
Вопреки заблуждениям, цветное кино было в России еще до Октябрьской революции семнадцатого года. Однако это были импортные картины, о которых мы уже поговорили выше. Многим интересно, как назывался первый советский полнометражный фильм, который считается цветным. Раскрашенной вручную кисточками покадрово была картина, вышедшая в 1909-м. Она называлась «Ухарь-купец», но формально цветной не считается.
В 25 году выдающимся советским режиссером Сергеем Эйзенштейном был снят полнометражный немой фильм «Броненосец „Потемкин“». В нем был единственный цветной предмет – развевающийся на мачте в порывах ветра красный флаг, символизирующий освобождение от оков капитализма. Кино повествовало о матросах царского Черноморского флота, которые подняли мятеж из-за гнилого мяса. Продолжительность его ровно семьдесят пять минут.
Первые фильмы, наводящий ужас
Если вы думаете, что леденящие кровь «ужастики» появились недавно, вместе с изобретением спецэффектов и компьютерной графики, то глубоко ошибаетесь. Еще в 1896 году была представлена картина Le manoir du diable («Замок дьявола») от французского циркача и режиссера Жоржа Мельеса. Для съемок он создал специальные декорации старинного, затянутого паутиной замка, использовал игрушечную летучую мышь, призраков, ведьм и скелетов. Продолжительность этого кино составила всего 2.65 минуты.
Советский Союз в плане фильмов ужасов, зачастую приводящих западных зрителей в состоянии паники, значительно отстал. Первой кинолентой, которую условно можно отнести к данному жанру, стал «Вий», сценарий которого был написан по мотивам сочинения Николая Васильевича Гоголя. Он вышел на экраны в 1967 году, и с ним связывали множество интересных фактов. Наталья Варлей, которая играла панночку (главную ведьму), во время полета гроба по помещению церкви неожиданно выпала и свалилась прямо на руки Леониду Куравлёву (Хома Брут). Последнему пришлось провести неделю в больнице, чтобы вылечить растяжение.
Эротика впервые на экранах
Пионером в порноиндустрии, которая получила наиболее широкое развитие только к семидесятым – восьмидесятым годам прошлого века, можно назвать французского режиссера Альберта Киршнера. В далеком 1896 году он снял киноленту под названием Le Coucher de la Mariée («Мария отходит ко сну»).
Скандальную роль согласилась сыграть актриса Луиз Вилли, раздевшись на камеру. Изначально фильм длился ровно семь минут, но пленка была безнадежно испорчена во время хранения, потому сберечь удалось не более 120 секунд.
Первые публичные кинопоказы
Разбираясь, как развивался кинематограф, стоит поговорить не только о самих изобретениях, но и о публичных показах тех кинолент, которые оказались действительно пионерами. Изначально братья Люмьер предпочитали демонстрировать созданные ими шедевры в собственной студии, где и проводили большинство времени. Однако наступила пора предъявить их широкой общественности, потому пришлось искать место, где проводить сеансы. Вслед за ними последовали и другие, а помещения стали называть кинотеатрами.
-
Двадцать восьмого декабря девяносто шестого года в Париже на Бульваре Капуцинок (ошибочно – Капуцинов), в доме под номером четырнадцать, где находилось «Гран-кафе» был произведен первый в мире публичный киносеанс.
-
В том же году в Брюсселе открылся первый “прародитель” подобных сооружений в мире — на торговой арене «Сан-Жубер» стали показывать фильмы в одном из зданий.
-
В апреле следующего года в мюзик-холле под названием Koster and Bial’s Music Hall, что в Нью-Йорке на углу Бродвея, был продемонстрирован первый прототип кинопроектора. По названию изобретения, заведение впоследствии было переименовано в «Витаскоп Холл».
-
В десятом году в Париже открылся кинотеатр с численностью мест в пять тысяч. Назвали его «Гуамо-Палас» и он имел уникальную систему расположения кресел.
-
В 1913 году в Брюсселе открылся публичный кинотеатр «Пате Палас», который работал без перебоев вплоть до две тысячи четвертого. После этого он был закрыт на реконструкцию, которая завершилась в марте 2018 года.
-
Автокинотеатр, или как говорят в англоязычных странах «драйв-ин», еще одно изобретение, которое нельзя упускать из виду. Впервые он был представлен в Соединенных Штатах- в 33-м году прошлого века. Более того, изобретатель Ричард Холлингсхед получил на него патент.
Если говорить про Россию, то первые показы кинолент братьев Люмьер тут демонстрировались не в салонах, как за границей, а в летнем саду под названием «Аквариум». Только после этого стали строить иллюзионы – первые русские кинотеатры.